Автомобильные провода соединяют между собой отдельные элементы электрической схемы автомобиля. Один, минусовой, провод является общим для всех устройств. В качестве него используется корпус автомашины, подсоединенный к минусовой клемме аккумуляторной батареи. Остальные провода питания и управления подключаются согласно схеме к соответствующим контактам электрических блоков.
В зависимости от функционального назначения, конструктивно они объединяются в жгуты проводов для авто. Жгут содержит два и более провода, скрепленных между собой.
Конструкция жгутов, требования к прокладке
Концы проводов присоединены к контактным клеммам или штекерным разъемам.
При монтаже жгутов рекомендуется соблюдать основные правила:
- нужно обеспечить отсутствие натяжения и вибрации проводов, особенно вблизи контактов. Для этого жгуты закрепляются с помощью опор, скоб и других крепежных элементов;
- чтобы избежать повреждения изоляции проводов от трения и тряски, нужно прокладывать их в гофрированных трубках или обматывать жгут изоляционной клейкой лентой. Особенно это важно в местах непосредственного контакта с острыми краями и нагретыми частями автомобиля;
- экранированные провода обязательно заключаются в дополнительную изоляцию, предотвращающую истирание экранирующей оплетки;
- для обеспечения защиты от электромагнитных помех нужно измерительные цепи прокладывать как можно дальше от цепей с импульсным и высокочастотным характером передаваемых сигналов. По возможности избегать параллельной прокладки таких жгутов на протяженных участках;
Требования к проводам
Они вытекают из условий эксплуатации автомобильной проводки:
- устойчивость к высоким и низким температурам;
- устойчивость к воздействию агрессивных технических жидкостей: бензина, дизельного топлива, охлаждающих жидкостей, смазочных материалов, электролита;
- пожаростойкость, провода не должны поддерживать горение;
- долговечность, устойчивость к растрескиванию изоляции;
- достаточное сечение;
- механическая прочность.
Выбор проводов
Проводка в автомобилях выполняется медными гибкими проводами. Для низковольтных жгутов применяются провода марок ПВА, ПГВА, экранированные ПВАЭ и ПГВАЭ, с бронированной изоляцией ПГВАБ с поливинилхлоридной изоляцией, имеющие температуру эксплуатации от -40 до +105°С.
Высоковольтные провода марки ПЩОО с напряжением пробоя 50 кВ применяются в цепях зажигания. Выбор сечения определяется токовой нагрузкой на конкретную электрическую цепь и допустимым падением напряжения на ней.
Следует иметь в виду, что допустимая токовая нагрузка значительно зависит от температуры окружающей среды: с ее повышением снижается предельно допустимая величина тока. К тому же нужно учитывать взаимный нагрев проводников, проложенных в жгуте: чем больше объединено проводов, тем выше их перегрев.
Допустимые токовые нагрузки на конкретный тип проводов при различных способах прокладки приводятся в нормативной документации на кабельные изделия. Для выполнения требования по механической прочности минимальное сечение используемых проводов не должно быть ниже 0,5 мм², независимо от величины нагрузки.
Из всего сказанного следует, что к выбору проводов для жгутов нужно подходить ответственно, и при внесении каких либо изменений в проводке, обязательно провести испытания на надежность.