Турбокомпрессоры, хитроумные механические нагнетатели, улитки — об этом слышали многие автомобилисты хотя бы краями своих ушей. А вот что такое турбокомпаунд, знают все еще немногие владельцы транспорта. Давайте раскроем суть данного понятия и работу механизма в целом.
Начнем с того, что турбокомпаунд ставится лишь на дизельные силовые агрегаты. Он повышает мощность такого движка и иные его технические характеристики. Прибавочную мощность такая система получает, преобразуя утрачиваемую энергию. То есть, аппаратура преобразует и сразу использует в необходимом направлении ту энергию, что него израсходуется бесцельно.
Турбокомпаундный двигатель является классическим примером рециркуляции. Отработанная энергия тут не улетает через трубу, а рационально используется. За традиционным турбокомпрессором поставлена добавочная турбина, приводящая в действие выхлопной поток. Она забирает имеющееся у выхлопа тепло.
Вращается компаунд-турбина быстро — порядка 55000 об/мин. Через ее шестерни, гидромуфту, шестерни ГРМ данное движение передается коленвалу. Путем передачи вращения на них формируется прибавка крутящего момента, от чего изменяется крутящий момент и на маховике. Добавочное количество тяги не порождает повышение топливного расхода. Турбокомпаунд функционирует по следующей схеме:
- Из выпускного коллектора ДВС газовые массы идут колоссально горячими — +700с достигает их температура.
- Выхлоп используется для привода классического турбокомпрессора, где использование энергии нацелено на повышение эффективности сгорания солярки, в результате чего прибавляются крутящий момент и мощность мотора.
- Теперь выхлопы не улетают в атмосферу, а следуют в блок турбокомпаунда.
- На входе они все еще горячие — +600С. Энергии еще много, и она должна разгонять вторую турбину до вышеупомянутых 55000 об/мин. Покидая компаунд, газы охлаждаются до +500 С. Далее они уходят по выхлопной системе.
- Теперь вращение компаундной турбины должно передаться на коленвал через ряд понижающих передаточных узлов в виде механических передач и гидромуфты. Задача последней правильно согласовать различные частоты вращения маховика и вспомогательной турбины.
- Когда вращательное движение должно будет передаться на маховик, наблюдается уменьшение частоты вращения до 1900 об/мин.
- Теперь на маховике подрастает момент вращения, отчего вращаться он станет более плавно и устойчиво. Турбокомпаунд может поспособствовать не только приросту мощности, но и общему улучшению работы мотора.
Надеемся, что нам удалось понятно растолковать про турбокомпаунд. Если было полезно, отпишитесь в комментариях, будем признательны.