Больше 25 лет в России не утихают споры между приверженцами и противниками отмены транспортного налога. Все началось в 1994 году, когда в качестве его альтернативы был введен акциз на топливо. Планировалось, что более гибкое налогообложение уменьшит затраты для водителей, реже пользующихся личным транспортом, а когда общая сумма поступления денег в экономику от акциза на топливо превысит сумму пополнений от налога на транспорт – его отменят.
Этого так и не произошло. Владельцы транспортных средств вынуждены платить акциз на топливо за каждую процедуру заправки и вносить ежегодный налог на транспорт. И вне зависимости от частоты эксплуатации авто, платить пошлину придется согласно таблице соответствия мощности двигателя.
Также нельзя забывать, что в список расходов автовладельцев входит плата за парковку и проезд по платным магистралям, а бюджет на строительство этих объектов формируется за счет акциза на топливо и налога на транспорт.
Что такое транспортный налог
Это региональный налог, устанавливаемый законодательством РФ и требующий ежегодных денежных выплат с момента постановки транспортного средства на учет от организаций, физических и юридических лиц.
До тех пор, пока авто не снимется с учета, человек или организация обязаны оплачивать пошлину даже в том случае, если транспортное средство будет физически отсутствовать у владельца или будет передано в право пользование по доверенности другому лицу.
Федеральный закон №436 от 28.12.17
В 2018 году граждане восприняли изменение в Налоговом кодексе РФ №436-ФЗ как попытку отменить транспортный налог.
Это не так. Налоговая амнистия не отменила выплаты, а утвердила признание долгов у физических лиц, образовавшихся к моменту на 1 января 2015 года, безнадежными к взысканию (в том числе и по налогу на транспорт).
Законопроект от депутата «Единой России»
20 августа 2020 года на рассмотрение в Госдуму был внесен законопроект № 1010832-7. Его автор, депутат от партии «Единая Россия» Андрей Барышев, предложил с 1 января 2021 года внести изменение в Налоговый кодекс с целью отмены транспортного налога.
В приложенном пакете документов депутат резюмировал, что это послужит хорошей мерой для распределения расхода бюджета на дорожные нужды, простимулирует граждан к использованию более экологичного вида транспорта, а также избавит отдельные категории населения от лишнего налогообложения.
В итоге законопроект был отклонен по причине отсутствия заключения Правительства РФ.
Коллективный законопроект от партии «ЛДПР»
Спустя 13 дней, 3 сентября 2020 года в Думу внесли коллективный законопроект № 1016994-7 об отмене с 2021 года транспортного налога.
Над законопроектом работали сенатор Сергей Леонов и группа лиц от политической партии «ЛДПР»:
-
Игорь Лебедев;
-
Ярослав Нилов;
-
Борис Пайкин;
-
Дмитрий Свищев;
-
Алексей Диденко;
-
Александр Курдюмов;
-
Андрей Свинцов.
В приложенном комплекте документов были названы следующие тезисы, требующие отмены налога:
-
Двойное налогообложение.
-
Величина налогообложения не зависит от частоты эксплуатации.
-
Равные сборы с бензиновых авто и электрокаров с идентичной мощностью двигателя.
-
Отсутствие возможности региональной отмены налога в связи с потерей в таком случае субсидий из федерального бюджета.
По внутренним оценкам Счетной палаты, уменьшение доходов после принятия законопроекта составит более чем 160 миллиардов рублей.
Сами авторы законопроекта считают, что размер и источник компенсации в региональные дорожные фонды должны быть учтены при подготовке федерального бюджета на следующие 3 года.
Власти законопроект не поддержали. В ответном отзыве отмечается, что налог является ключевым звеном формирования бюджета дорожных фондов, а способ компенсации не соответствует 28 статье Бюджетного кодекса РФ, так как не предложены конкретные источники субсидирования.
Главное условие отмены транспортного налога – появление соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет дорожных фондов – комментирует начальник управления Горбачева Екатерина в постановлении к законопроекту.
Министерство финансов в связи с высоким процентом оплачиваемости налога среди населения также выразились против его отмены (97,54% и 175 миллиардов рублей за 2019 год).
Итог
Пока власти не найдут альтернативный источник пополнения дорожных фондов, дальше разговоров дело не пойдет. Поэтому, исходя из нынешней ситуации, маловероятно, что в ближайшие 10 лет его отменят.